Приветствую Вас, Гость. Регистрация RSS

Лондон против всех

Вторник, 19.12.2017
Главная » Окси » Горгород

Много слов о русской музыке
23.11.2015, 13:43
"Как и обещал, сегодня у нас вторая часть импровизированного обзора на то, как изменилась российская музыка за последнее время. Рано или поздно, это должно было случиться - в размышления о музыке втянулся русский рэп.

У русского рока и русского рэпа пути развития сходятся, но с парой существенных поправок. В 90-е перерождалось и то, и то. Но если у русского рока уже была большая фан-база, зачатки продюсерской и менеджерской деятельности, ориентиры и лекала, то у рэпа не было ровно ничего. Цоя возил Айзеншпис. Линда – продукт целой команды спецов с Максом Фадеевым во главе. А Каста первые песни записывала на кассеты и раздавала прохожим как флаеры.

Что это значит? Не только тот факт, что русскому рэпу предстояло самостоятельно выбираться из глубокого андеграунда, но и невозможность оценить, как развивается и живет рэп за рубежом (все-таки продюсеры - товарищи не бедные, с кабельным и Интернетом у них все в порядке было еще тогда, как и с опытом, пониманием механизмов работы, основных лекал и т.д.). Обрывки рэп-музыки молодые артисты могли получить только на самом первичном уровне – через записи популярных артистов, которые доходили до нашей страны. А если верить тезисам Oxxxymiron'а, массовый рэп был извращен маркетингом и адаптирован для широкой белой аудитории. То есть это не был «рэп» по своей сути. А «настоящий» рэп оставался преимущественно на американских улицах и попасть в уши отечественного слушателя никак не мог.

Так и шла своим чередом история развития русского рэпа, преодолевая точки невозврата, своеобразные планки, покоряя которые, отдельные артисты выводили на новый уровень весь жанр. Каста вывела рэп с улиц на ТВ, Centr вывел его из андеграунда на концертные площадки, Баста стал первым, кто собрал аж шестнадцать тысяч в Олимпийском и даже фильм снял. А в середине нулевых на форумах появился товарищ, который стал долго и обстоятельно гнуть свою линию. Дескать, рэп с «идеей», «посылом» и прочим шлаком - это заимствованные из рока и прочих жанров маркетинговые штуки, чтобы привлечь широкую (белую) аудиторию и рубить кэш, а чистый рэп - это баттл-рэп, где главное - это непосредственно умение и мастерство. Говорилось это на фоне грустного Ассаи, философской Касты с миротворцем Влади во главе, улично-философского Centr с грустными размышлениями о тяжести жизни в тяжелых районах тяжелых городов тяжелого мира тяжелых веществ в исполнении Гуфа и компании. Разборки же между рэперами велись не на баттлах, а непосредственно мордобоем (к слову, и сейчас это отнюдь не редкость, хотя основная часть переехала в твиттер и стала всех смешить). Учитывая все это, можно смело сказать - почва для высаживания благих (по мнению вышеупомянутого товарища) идей была более чем неблагоприятная.

И вот сейчас мы уже имеем два крупных баттла, один из которых превратился в промо-площадку не только для новичков индустрии, но и для артистов старой школы. Лексикон рэпера, записывающего свою нетленку на микрофон-палку от Genius, пополнился матерными словами типа «панч-лайн», «двойная рифма», «биф» и прочими непристойностями, а российские баттлы собирают на YouTube больше просмотров, чем западные, у которых, собственно, и перенимались идеи. Новые имена в рэпе идут уже по совсем иному пути, в старой школе остались только директора типа уже упомянутых Касты и прочих. По сути, одним из главных проводников всех этих изменений и стал тот самый товарищ, который называет себя Oxxxymiron (в миру - Мирон Федоров). Неудивительно, что в шутливом видео «Oxxxymiron - источник первозданного хайпа» лишь доля шутки. Сейчас это одна из самых влиятельных фигур в отечественной рэп-индустрии.

А ведь в данном случае самого наличия Интернета не хватило бы для всех этих изменений (а если и хватило бы, это было бы дольше, в меньших масштабах и с большей болью). А Мирон Федоров выступил одним из проводников идей «тру-рэпа» в Россию. Не он один, но он один из самых радикальных и в то же время один из самых авторитетных на сегодняшний день.

Что самое интересное – за все время творческой активности Мирона альбом у него был один, и вышел он в 2011-м году. Четыре года – суицидальный срок по местным меркам. И второй альбом мало того, что не выходил, так и переносы его были чуть ли не демонстративными, а туры спокойно катались на старых песнях.

В ноябре ожидание закончилось, вышел второй альбом. Выход явно хотел быть претенциозным. Причем релиз прошел а-ля МС Пашок - на официальном паблике просто залепили фотографию обложки (одна из Вавилонских башен Питера Брейгеля) и архивчик с треками, без анонсов, тизеров и прочего. И этого хватило, чтобы альбом моментально разлетелся по всем интернетам, а ошалевшие юзеры уронили сайт the Flow на некоторое время. Не удивлюсь, если нагрузка на сервера Pornhub слегка уменьшилась, как это было после выхода Fallout 4.

Релиз тут же вызвал бурю обсуждений, начиная с того, что альбом говно (что традиционно) и заканчивая тем, что это не альбом вовсе, а этакая замануха, а альбом будет позже. И кто ведется на «Горгород» - дураки, а я вот умный и буду ждать альбом (не традиционно, хоть и массово). В итоге альбом уже стал самым обсуждаемым событием года в русском рэпе, а судя по фурору в iTunes – не только в рэпе.

Начнем с самого забавного. Сейчас я приведу отрывок из поста, написанного когда-то Мироном Федоровым в интернетах, который довольно ярко характеризует его подход к рэпу и его понимание «хорошего рэпа»:

Ярлыки ничего не значат: "трип-хоп", "хип-хоп", "рок". "Хип-хоп" — это, судя по идиотскому звучанию, вообще, наверно, такой батут для самых маленьких, с добрым надутым рональдом макдональдом, нависающим сверху
Вы читаете рэп? Да.
Это бэттл-рэп? Нет.
Значит, это графоманские стихи, положенные на бит. Поясняю: так как в рэпе для нормального флоу нужно жертвовать смыслом ради рифмы (всегда), то любой рэп-текст с "содержанием", даже с такой старой доброй смысловой фрагментацией по строчкам, как у вас, априори будет говном. Единственный выход тут бэттл-рэп. Во-первых, потому что ему как раз-таки органичны построчные панчлайны, а во-вторых, потому что метафоры и сравнения позволяют использовать примат рифмы над смыслом в свою пользу.

Угадайте, каким вышел альбом? Правильно, это альбом, в котором песни объединены в единый сюжет и где основная суть повествования тянется красной нитью через весь альбом, а песни могут быть как самостоятельными треками, так и чем-то типа глав книги. Отличный баттл-рэп, видимо. Напомню, это именно тот альбом, про который сам Мирон Федоров говорил: он «перевернет рэп-игру». Непонятно, чего хотел сам артист. То ли разыграть публику, то ли действительно попытаться изменить правила игры, которые сам же во многом ранее установил. Или же это попытка выйти за рамки рэп-комьюнити подобно той же Касте или Нойзу МС, которые начинали сугубо в рэп-тусовке, а в итоге сейчас их уместнее позиционировать как представителей популярной музыки в целом (естественно, не поп-музыки и тем более не попсы). Есть мнение, что Oxxxymiron и вовсе повзрослел за эти четыре года. А если точнее – за те 17 лет, что он занимается всем этим. И хочет пойти куда-то дальше «для себя». В любом случае – это прояснится спустя время и несколько следующих релизов.

В итоге я даже затрудняюсь сказать, какое влияние на жанр окажет данный альбом. Потому что сам же Oxxxymiron воспитал целое поколение слушателей абсолютно в противоположном ключе (баттл Versus, на котором артист пользуется авторитетом и влиянием, а также альбом «Вечный Жид» могут дать представление), а такая быстрая и радикальная смена курса может и не сработать. Об этом говорят смешанные (мягко говоря) оценки публики. Самое смешное, что я читал: «Мне не нравится, что на этом альбоме нет фитов». С другой стороны - то упорство, с которым Oxxxymiron гнул свою линию, и насколько успешно это у него получалось, наводит на мысль, что в рамках отечественного рэп-комьюнити он может провернуть все.

По самим песням, ничего выдающегося я не обнаружил, кроме пресловутого уровня исполнителя. Рифмует, читает, попадает в ритм, фактически сплетая слоги текста со звуками аранжировки - все это я люблю и все это Oxxxymiron делает на высшем уровне. Но если уж ты делаешь сюжетный альбом, то все эти аспекты становятся плясками вокруг сути - самих песен, их наполнения и сюжета. А они весьма типичны, даже слишком. Конечно, учитывая семью и образование Мирона, трудно предположить, что он не читал классических Оруэлла или «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери (это вообще первое, что пришло мне в голову после прослушивания альбома). По части перемен настроения героя в процессе повествования и причин - так и вовсе очень много связей. Либо здесь расчет на то, что аудитория Oxxxymiron’a не утруждает себя чтением и идеей проникнется так, как будто не было матриц и бойцовских клубов, или же… сочинить и развить хорошую историю оказалось сложнее, чем написать 3244532-ную рифму.

Стоит ли слушать альбом кому-то, кроме любителей русского рэпа? Однозначно - да. Альбом звучит достаточно хорошо и достаточно приятно, чтобы любой адекватный меломан мог его заслушать и уже субъективно решить, понравился он ему или нет. Какую оценку я ему могу поставить? 4 из 5. «Удовлетворительно» я поставить не могу, альбом вышел более чем удовлетворительный. Но и четверка вышла с натяжкой, ибо с главным внутри себя альбом не справился. Если уж замахиваешься на концептуальный альбом - надо делать хороший сюжет и хорошо его развить. Пока во главе угла стояли непосредственно сложность и мастерство исполнения, нежели смысл, то и подход к оцениванию был бы другим. С другой стороны – альбом справился со своей «внешней» задачей, фурор произвел огромный (когда еще даже gazeta.ru будет писать большие тексты на русский рэп?) и с задачей забить две крупнейшие клубные площадки столицы Oxxxymiron справится без труда.

Рекомендую к прослушиванию "Кем ты стал", "Всего лишь писатель", "Колыбельная". В хиты пророчат другую песню, но эти три самые цельные из услышанного. Хотя весь альбом очень ровный."

Источник
Категория: Горгород | Добавил: Лондон
Просмотров: 194 | Загрузок: 0